пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ 131

Пн-Пт 8.00-20.00

doctor@131.by

+375172434143

Через 10—15 лет в Беларуси произойдет катастрофа: учить врачей будет некому

Медицинские вузы, преподаватели, зарплата врачей
Люди всегда серьезно относились к своему здоровью и предъявляли немалые требования к здравоохранению и его основной фигуре — врачу. Исключением не являлся и профессионализм учителей, которые обучали докторов. В советское время обучать студентов в медицинском вузе мог лишь тот, у кого была соответствующая квалификация и доказательства того, что он действительно может справиться с этой ответственной миссией. Отбор на кафедральную работу был суровый, конкуренция — огромной. Преподавать в высшем учебном заведении было престижно, уважаемо и прибыльно. Звание ассистента указывало на то, что ты на порядок выше врача — по статусу, квалификации и заработной плате. Сотрудники кафедр принимали участие в самых ответственных лечебных мероприятиях (клинические обходы, операции, консилиумы), могли свободно выбирать пациентов.

Сегодня положение резко изменилось — кафедры влачат жалкое существование, былой престиж и авторитет профессора, доцента, ассистента упал, а зарплата стала такой, что далеко не каждый врач захочет преподавать в вузе. Отсюда отношение администрации больниц — хватит с нас ученых, хватит врачей, а студентам вход в стационар и операционную воспрещен. Остро стоит вопрос о клинических базах. Кафедры лишают учебных площадей, преподавателям запрещают участвовать в лечебном процессе, а причина, как говорят, заключается в том, что они не состоят в штате больниц и поэтому не имеют права лечить пациентов. Доходит до абсурда — клинические предметы «изучаются» в аудиториях, подсобных помещениях (даже в подвалах!) практически без доступа студентов к пациентам. Общение с больными ограничено и существует лишь благодаря активности преподавателей старшего поколения. Руководители здравоохранения не понимают — ни видеофильмы и ситуационные задачи, ни фантомы и тренажеры не заменят главный источник медицинских знаний и навыков у будущих врачей — «обучение при постелях больных».

Медицинские вузы, преподаватели, зарплата врачейПроблему могли бы решить собственные лечебные базы медицинских вузов, но их нет. Хотя от создания университетских клиник выиграли бы все — и образование, и наука, и практическая медицина. В любой европейской стране работники медицинских факультетов университетов — элита, самая квалифицированная и высокооплачиваемая часть врачебного сословия, вершина профессиональных возможностей, к которой стремятся все врачи.
Тогда почему бы не последовать примеру соседей из-за рубежа? Ученые-клиницисты не должны быть назойливыми посетителями отделений, а являться неотъемлемым звеном в работе больниц. Необходимо повысить заработную плату кафедральным работникам и пересмотреть юридические отношения между учреждениями здравоохранения и медицинскими вузами. Для преподавателей желательно ввести штатные единицы научных консультантов, в обязанности которых будут входить лечебная работа, руководство научными исследованиями, анализ клинического материала, совместные публикации с врачами. Они должны быть творческим началом в работе больниц, союзниками и помощниками заведующего отделением, вдохновителями научного поиска и профессионального роста врачей. Это повысит статус, закрепит право на лечебную работу преподавателей медицинского вуза и выведет деятельность учреждений здравоохранения на более высокий уровень.

Медицинские вузы, преподаватели, зарплата врачейЕще более печальная ситуация складывается в отношении теоретических кафедр. Тревожиться заставляет возраст сотрудников, часто превышающий пенсионный. Авторитет преподавателя-теоретика утрачен, подготовленные кадры уходят, в аспирантуре гуляет ветер, смены практически нет, полноценный конкурсный отбор на кафедры и мотивация прихода молодежи в фундаментальную науку отсутствуют. Основная причина — неприлично низкая зарплата при высокой нагрузке и интенсивности работы. Если ситуация не изменится, через 10—15 лет случится катастрофа — преемственность поколений нарушится, учить просто будет некому. Непонимание того, что квалификация врача напрямую зависит от уровня теоретической подготовки, может повлечь за собой печальные последствия. Без должного освоения фундаментальных дисциплин, знание которых развивает общенаучное мышление, никогда не произойдет его трансформация в мышление клиническое, а без него врач — ремесленник. Проблему статуса профессорско- преподавательского состава медицинских вузов необходимо решать безотлагательно, иначе педагоги с уникальным опытом будут потеряны. Что будет дальше, предположить легко — уровень врачебного образования скатится «ниже некуда» и отечественная высшая медицинская школа, имеющая славные традиции, перестанет существовать.

Источник: http://doktora.by/novosti-mediciny/cherez-10-15-let-v-belarusi-proizoydet-katastrofa-uchit-vrachey-budet-nekomu
25 Марта 2016

Возврат к списку



ЗАКАЗАТЬ ТАЛОН
×
С Вами свяжется оператор Службы 131 для уточнения деталей
Ваше имя*
Ваш E-mail*
Сообщение*
CAPTCHA
Введите слово на картинке*