Искалеченные одной сетью
Компьютерная зависимость сродни алкогольной и наркотической, считает доцент кафедры психотерапии и медицинской психологии Белорусской медицинской академии последипломного образования Елена Тарасевич.
Гаджеты, планшеты, компьютеры… Виртуальный мир все чаще для многих становится реальным. Согласитесь, мы и сами уже не замечаем, что из рук практически не выпускаем планшеты, телефоны, экран которых — одна из ячеек глобальной сети.
Гаджеты, планшеты, компьютеры… Виртуальный мир все чаще для многих становится реальным. Согласитесь, мы и сами уже не замечаем, что из рук практически не выпускаем планшеты, телефоны, экран которых — одна из ячеек глобальной сети.
— Елена Владимировна, действительно ли такая зависимость специалистами рассматривается как отдельный диагноз?
— Это один из видов игровой зависимости (гэмблинг, лудомания). Она аналогична зависимости от алкоголя и наркотиков и способна вызвать серьезные изменения личности. Прежде всего, от нее страдают люди, для которых в мир постоянно распахнуто практически только одно окно — монитора компьютера.
Причем о зависимости мы можем говорить даже в том случае, если человек проводит за компьютером или другим гаджетом больше двух часов, при том что его род деятельности не связан с работой за ним. Как правило, такой человек абстрагируется от окружающего мира, его не волнует отсутствие социальных связей. Он уходит от контакта с близкими, одноклассниками, коллегами по работе. Особую тревогу вызывает увлечение играми детей и молодежи. Согласно подсчетам, компьютерной зависимостью страдают от 14 до 26 процентов населения развитых стран. Несколько лет назад эти цифры были в два раза ниже. К слову, в Китае и Японии эта проблема звучит на государственном уровне.
— Но почему одни даже не интересуются играми, а другие без них не могут и дня прожить?
— Компьютерная зависимость формируется постепенно. Все очень индивидуально. Наверное, открою секрет, но многие люди, чья работа связана с гаджетами, даже если расстаются с ними ненадолго, ощущают симптомы, идентичные абстинентным, — словно зависимые от азартных игр, алкоголя, наркотиков. Они испытывают раздражительность, агрессивность, конфликтность, становятся грубыми. Зависимым можно называть того, кто перед компьютером проводит основную часть своего времени. Человек погружается в игру (компании-разработчики четко понимают, какой должна быть «наживка»). Он фактически живет у монитора. Такие люди часто выглядят неопрятно, перестают следить за собой. Но замечу, мы говорим только о зависимых людях. Им нравится постоянно пребывать в виртуальной реальности. Почему? Простой пример. Всем известно, что в мозге у человека есть центр удовольствия. Так вот, ученые выяснили, если у лабораторных животных этот центр постоянно активизировать, то они начинают забывать обо всем. С человеком фактически происходит то же самое. Он перестает адекватно воспринимать окружающий мир, грань между реальностью и виртуальностью стирается. Только случайно оторвавшись от игры, вдруг понимает, что прошло 8—10 часов. И это характерно не только для подростков, но и для взрослых людей.
— На что жалуются такие пациенты, когда обращаются за помощью к психологу или психотерапевту? Может, кто-то приходит сам, начиная осознавать, что от компьютерной зависимости трудно избавиться самостоятельно?
— Приходят, но только в том случае, если происходит чрезвычайная ситуация — человек не выполняет поручений, забывает вовремя встать и прийти на работу. Бывает, что руководство знает об этом и даже выдвигает условие: либо ты избавляешься от зависимости, либо от работы. Но, замечу, что за помощью к психотерапевтам обращаются немногие. Единой стратегии лечения не существует. Специалистам приходится учитывать особенности человека, его социума, семьи. Важно в такой ситуации попытаться переключить пациента на другое увлечение, хобби, спорт. Особенно если это еще ребенок или подросток. Хорошо, если у родителей в этом получится стать примером. В некоторых случаях подбираем индивидуальные методы лечения и медицинские услуги, лекарственные препараты, которые снижают чувство тревоги. Если обнаруживаются симптомы депрессии — назначаем курс лечения антидепрессантами. Применяются психотерапия и медико-психологическая коррекция, индивидуальная, групповая. Бывает, что медицинскую помощь приходится оказывать в условиях психоневрологического стационара.
Компьютерной зависимостью зачастую страдают дети из вполне благополучных семей. Приходят мамы и папы, которые чувствуют, что «произошел крах», надо исправлять ситуацию, но сами они справиться уже не могут. В арсенале у психотерапевта есть и семейная психотерапия. Но парадокс: как правило, родители не очень соглашаются участвовать в этом процессе, ссылаясь на нехватку времени.
Зависимость чаще возникает от тех виртуальных игр, где человек становится виртуальным героем, наделяется теми качествами, которые ему несвойственны в жизни. Но при этом он абсолютно отрывается от действительности, развитие его личности останавливается. Ведь разработчиков не волнует, кто окажется по ту сторону экрана. Зачастую игра рассчитана на взрослого, а в войнушку режется ребенок или подросток, воспринимая картину боя глазами своего героя. Поэтому неудивительно, что ему со временем становится проще управлять миром виртуальным, нежели существовать в реальном: одним нажатием кнопки можно многое изменить, подчинить себе, придумывать новые правила, решения.
— Когда пора бить тревогу?
— Когда родители видят, что с ребенком что-то происходит неладное. Он хорошо ел, вовремя вставал, хорошо учился и вдруг стал легкораздражимым, агрессивным, часто плаксивым, плохо спит. Начинаются прогулы в школе, снижается концентрация внимания. Могут даже развиться проблемы с осанкой, зрением, желудочно-кишечным трактом… Но самое главное, пора бить тревогу, когда близкий человек отказывается от всего в пользу компьютера.
— Какие самые распространенные ошибки у родителей, которые самостоятельно пытаются бороться с зависимостью?
— Любая игромания поддается лечению. Нельзя взять и запретить компьютерные игры. Лучше проконсультироваться с психологом, психотерапевтом, психиатром, как это правильно сделать. Запомните: запретный плод всегда сладок. И любой запрет подхода к компьютеру вызовет повышенный интерес и желание преодолевать трудности, чтобы снова продолжить игру. Конечно же, лучше, когда родители интересуются, во что играет ребенок, и начинают играть вместе с ним, чтобы поддержать и вникнуть в суть. Тогда они смогут увести чадо в реальный мир из виртуального. Но, как правило, родители надеются на то, что ребенок сам откажется от своего увлечения. Это самообман, ошибка.
Причина некоторых видов зависимости, в том числе и компьютерной, — частые тяжелые болезни в раннем детстве, определенные психические нарушения, неврозы. Родители не обращаются за помощью к специалисту в надежде, что ребенок перерастет эти проблемы. А это не уходит со взрослением, это необходимо лечить.
На развитие такого недуга могут повлиять невротические тики, встречающиеся у детей, у которых нагрузка в школе непомерно велика. И вместо того, чтобы ее снизить, родители только повышают требования.
Источник: http://belniva.sb.by/