пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ 131

Пн-Пт 8.00-20.00

doctor@131.by

+375172434143

ПЭТ-пеленг опасности

01e2e3b8e6dc665910810d0508356b3b.jpg
Республиканский центр позитронно-эмиссионной томографии открылся при участии Президента на базе РНПЦ онкологии и медицинской радиологии имени Н. Н. Александрова чуть более месяца назад. Равных этому медицинскому объекту нет не только на всем постсоветском пространстве, но и у ближайших западных соседей. Чтобы мне было проще ориентироваться в новом здании, заведующий Республиканским центром позитронно-эмиссионной томографии Руслан Сакович сначала показывает его макет. Удивительное дело — пациенты здесь движутся по определенным траекториям. Важно, чтобы пути тех, кто пришел на исследование, и тех, кто его уже закончил, между собой не пересекались. Это необходимо с точки зрения обеспечения безопасности работы и снижения лучевой нагрузки на пациентов.

Медицинский центр состоит из двух подразделений, где работает более 30 сотрудников. Не только врачи, медсестры, младший персонал, но и физики и химики. Одно из отделений — циклотронно-радиохимическая лаборатория, в которой производят радиофармпрепараты. Вход туда посторонним воспрещен, а меры безопасности сравнимы чуть ли не с теми, что на АЭС: в специальном устройстве (циклотроне) — ускорителе тяжелых заряженных частиц — получают радионуклиды. Кстати, работает циклотрон в бункере из высокопрочного бетона толщиной более двух метров, а специальный лабиринт-каньон защищает персонал от излучения. Из ускорителя радионуклид передают в лабораторию синтеза — по специальному подземному пути. Там, пройдя через определенный цикл химических реакций, получают необходимый препарат — фтордезоксиглюкозу — глюкозу, меченную радиоактивным фтором-18. Фасовка, а затем и доставка радиофармпрепарата в отделение диагностики должны занимать строго определенное время. Он ультракороткоживущий и буквально за несколько часов должен выполнить свою важную миссию. Руслан Сакович рассказывает о моментах, которые остаются «за кадром» для пациента: по коридорам препарат провозят в специальном боксе-контейнере: 
26a8c76c3e5208fc1e846594a3cfb243.jpg

— Дозиметрия проводится по всей цепочке. Все под строгим контролем. Кроме того, в помещениях центра установлена специальная система, отслеживающая уровень радиоактивного загрязнения. А каждый сотрудник постоянно носит датчик-накопитель, который также помогает контролировать безопасность работы. И даже после исследования, перед отправкой пациента домой, проводится последняя контрольная дозиметрия. Доза, полученная пациентом в ходе исследования, может достигать 20—30 миллизивертов. Много? Обычная рентгенограмма — 0,18 мЗв... Поэтому важно понимать, что предполагаемый результат ПЭТ-КТ исследования должен превосходить некоторые риски, связанные с использованием данного метода лучевой диагностики. Период полураспада препарата, который мы вводим, около 2 часов. То есть каждые два часа его активность уменьшается вдвое. После 10 периодов полураспада, а это около 20 часов, активность — на уровне фоновых значений. Сразу отвечу на вопрос всех, кто думает, что данный метод диагностики можно пройти просто по собственному желанию. Это не скрининг, и пациенты, которых мы обследуем, должны поступать в ПЭТ-центр строго по показаниям с наличием направления.

Еще одно отделение — позитронно-эмиссионной томографии и компьютерно-томографической диагностики. Именно здесь все тайное становится явным...
С пациентом сначала беседует врач. Затем его проводят в процедурную, где вводят радиофармпрепарат. После — в один из десяти боксов релаксации, которые напоминают небольшую одноместную палату с комфортным раскладывающимся креслом. Здесь за пациентом установлено видеонаблюдение, чтобы отслеживать ситуацию, контролировать его самочувствие. При необходимости с персоналом можно разговаривать по телефону. После распределения препарата, а это примерно сорок минут—час, начинается исследование.
50e489de76fcfe3076a116048be0a0f8.jpgПродолжается исследование около 30 минут. Три ПЭТ-КТ-сканера позволяют контролировать процесс. Число пациентов, которых направляют на обследование, регламентируется пропускной способностью трех сканеров — до 60 человек в день.
Подготовка к исследованию занимает около часа, сканирование — тридцать минут и примерно полтора—два часа – отдых после диагностической процедуры в специальных боксах восстановления. Всего их 21. Каждое помещение с защитными автоматическими дверями. Дизайн в позитивных зеленых, желтых, оранжевых тонах. Здесь, в отличие от боксов релаксации, разрешено читать или слушать музыку в наушниках.
Но действительно ли новый центр своего рода революция в диагностике и лечении онкологических, кардиологических и неврологических заболеваний?
— Равных нашему центру по масштабу, оснащенности, организации потоков пациентов, наличию собственной производственной базы точно нет на всем постсоветском пространстве, — уверен Руслан Сакович. — Его действительно можно назвать одним из самых крупных ПЭТ-центров Европы. У нас, что принципиально, есть собственное производство, а диагностическая база оснащена на самом высоком уровне. Созданы хорошие условия подготовки и проведения исследований. Три ПЭТ-КТ-сканера – одни из самых современных модификаций данного типа оборудования. Стоимость каждого – более 1,6 миллиона евро, а весь проект создания ПЭТ-центра обошелся более 450 миллиардов рублей.

У специалистов на вооружении сегодня — лучшие методы диагностики, которые позволяют проводить целый спектр исследований. Это так называемые гибридные методы, в которых сочетаются приемы компьютерной томографии и ядерной медицины. Считается, что ПЭТ-КТ — самый чувствительный и специфичный диагностический инструмент в онкологической практике. Для ПЭТ-КТ- диагностики существует три основных сферы применения – онкология, кардиология и неврология.
Если говорить об онкозаболеваниях, то теперь полученные данные дают возможность обнаруживать и характеризовать метаболические изменения в опухолях размером 1-2 миллиметра. Кардиологи благодаря новому методу исследования смогут с высочайшей точностью изучить жизнеспособность миокарда после инфаркта. Неврологи — характер изменений головного мозга при эпилепсии, болезни Альцгеймера, Паркинсона, в том числе на самых ранних стадиях. Благодаря новому оборудованию теперь можно видеть процессы, которые происходят на уровне метаболических изменений головного мозга.
За пациентом, которому предстоит пройти процедуру, наблюдаем через специальное защитное окно. Пациент, лежа на подвижном столе, сначала попадает в зону КТ-сканирования, затем в зону ПЭТ-сканирования, так называемую трубу гентри. Специалисты получают сразу два вида изображений: отдельно с компьютерного томографа и отдельно с позитронно-эмиссионного. Изначально обе картинки черно-белые, но после того, как их объединяют в единое изображение, оно станет цветным. Светящиеся участки – проблема, которую и помог увидеть гибридный сканер…
Анализировать полученные данные будут уже врачи-рентгенологи и врачи радионуклидной диагностики, работающие в ПЭТ-центре, при необходимости — совместно с врачами-онкологами. Именно они смогут определить интенсивность накопления препарата, дать характеристику активности того или иного патологического процесса.
Можно ли предположить, насколько эта техника поможет повысить точность работы многих специалистов, следовательно, и диагнозов?
— Это, если хотите, своеобразный прыжок в будущее. Новые технологии однозначно повышают уровень диагностики, но самое главное — принципиально влияют на судьбы людей.

Источник: http://belniva.sb.by/
17 Ноября 2015

Возврат к списку



ЗАКАЗАТЬ ТАЛОН
×
С Вами свяжется оператор Службы 131 для уточнения деталей
Ваше имя*
Ваш E-mail*
Сообщение*
CAPTCHA
Введите слово на картинке*