пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ 131

Пн-Пт 8.00-20.00

doctor@131.by

+375172434143

Врач общей деревенской практики

Сельское здравоохранение, медицинская помощь, ФАП, фельдшеры, электронные рецепты, медицинские карты, поликлиники, врач
В этом году в стране планируется открыть порядка восьми крупных медицинских учреждений. А стоит ли ожидать изменений в сельской медицине? Почему там делают ставку на универсальных врачей? На эти и другие вопросы ответила заместитель начальника главного управления организации медицинской помощи Министерства здравоохранения Людмила Жилевич.

— Людмила Аверкиевна, бытует мнение, что сельское здравоохранение – в изгоях, что сельчане не могут получить качественную и своевременную медицинскую помощь…
— Бытует потому, что в городе все рядом – узкие специалисты, врачи первичной помощи, диагностические кабинеты, лаборатории. А в деревнях к жителям более всего приближены фельдшерско-акушерские пункты. Причем некоторые обслуживают 200—300 жителей. Но мы стараемся сохранить даже такие, особенно когда там есть медработник. В малонаселенных деревнях живут в основном люди пожилого возраста, им необходим большой объем медицинской помощи, но при этом невысокотехнологичной. Как правило, не узких специалистов и даже не врача, а работника со средним медобразованием – фельдшера, или как он сейчас называется, помощника врача.
В сельской местности мы стараемся обеспечить и работу врача общей практики. Это универсальный специалист, выполняющий часть манипуляций, которые относятся к хирургии, офтальмологии, лечению ЛОР-заболеваний. Самое важное, такой врач работает вместе с фельдшером, причем с несколькими. То есть даже там, где проживают 100—120 человек, у нас есть фельдшер, который всегда готов прийти на помощь. Это тот человек, который знает абсолютно всех своих пациентов, нередко не в одном поколении.

— 96 процентов врачей общей практики – в сельской местности. Спектр услуг, которые они могут оказывать в зоне обслуживания, не думаете расширить?
— Сегодня идем к тому, чтобы их количество поднять до 100 процентов. Этот врач однозначно самый востребованный. Многие из них овладели ультразвуковыми методами исследования, применяют в работе портативные аппараты.
Вообще, к врачам общей практики – особое внимание. По крайней мере, первая автоматизированная компьютерная система у нас в здравоохранении была создана именно для них. И сегодня всю самую актуальную справочную информацию, все новинки стараемся инсталлировать в эту программу.
Сельское здравоохранение, медицинская помощь, ФАП, фельдшеры, электронные рецепты, медицинские карты, поликлиники, врачУ нас сегодня 531 самостоятельная амбулатория, 120 врачебных, которые входят в состав сельских участковых больниц и БСУ. В 2014 году было 564 врача общей практики, а в 2015-м — уже 786. Чувствуете разницу? И мы здесь говорим именно о сельской местности, потому что у нас в городах – 4 амбулатории и две из них — в городе Минске. Работа в городах участковой службы по такому принципу только началась.
Сегодня в республике 2188 фельдшерско-акушерских пунктов. Правда, приходится констатировать, что происходит их сокращение: за 2014 год стало меньше на 210. Почему так произошло? На некоторых участках осталось менее 100 жителей. А это уже не входит в те нормативы, которые позволяют содержать медработника. Вот свежий пример: сегодня мы рассматривали ситуацию с ФАПами в Крупском районе. Там участки, на которых проживают максимум 125 человек. Нет там и медработника.

— Но арифметика тут простая: один ФАП закрывается – без помощи остаются 100—120 человек, а если «под сокращение» попадают два, а то и три?
— Никого не бросают в такой ситуации на произвол судьбы. Проблему решаем за счет передвижных медицинских пунктов. Как это, к примеру, произошло в том же Крупском районе. Составляется расписание посещений фельдшера. Обязательно ФАП на колесах приедет к тем, кто находится под патронажем, привезет лекарства. Пациенту нужна помощь врача-специалиста? Организуют его приезд. Может, кому-то нужна доставка в участковую или районную больницу... Все в основном решаемо.

— Тогда, казалось бы, чего проще – купить больше таких передвижных пунктов и сделать сельского доктора более мобильным?
— Да, в том случае, если участок небольшой. А если проживает от 300 человек и больше, мы стараемся, чтобы там все-таки был ФАП. Потому что работа фельдшера – ежедневная. И не привязана к жесткому графику, который есть у передвижного пункта. Также в любом ФАПе сегодня есть графики приезда врачей из центральной районной больницы, стоматолога, акушера-гинеколога.

— А что же тогда делать тем, у кого и стационарный ФАП закрыли, и передвижного нет?
— Мы строго отслеживаем закрытие каждого пункта в любой точке республики. И происходит это только с согласования с Министерством здравоохранения. Специальная комиссия выезжает на место и смотрит, каким образом будет организована медицинская помощь. Затем через определенное время выезжаем для контроля.
В такой ситуации актуальным вопросом становится обучение жителей. Там, где нет ФАПа, человек не вызовет «скорую» только потому, что, образно говоря, у него заболел палец. С ними мы проводим профилактическую работу. Консультируем, стараемся расписать курс лечения, обучить самоконтролю, даем возможность контакта с врачом. Проверим аптечку, оговорим правила приема лекарств.
Фельдшеры – сподвижники… В Пинском районе, где закрылся ФАП, специалист взяла на себя обслуживание новых участков. И в снег, и в дождь она придет к своим подопечным. Говорит: «Не могу их бросить – это мои родные люди». Отношения между сельскими докторами и пациентами складываются очень трогательные. Еще один пример. Недавно выезжала в ФАП в Брестской области, который должны были закрыть. Фельдшер – совсем молодая. Предлагали перевести в городскую поликлинику. Но она отказалась, сказала, что своих пациентов не бросит.

— ФАП этот закрыли?
— Нет. Но если уж закрытия не избежать, стараюсь во всем лично разобраться. Мы даже учитываем такие аспекты, смогут ли добраться к врачу пациенты и в какое время ходит транспорт. Если автобус идет вечером или днем – обращаемся в исполкомы, просим откорректировать время маршрута, чтобы человек мог выехать с утра к врачу и решить вопросы. Важно, когда проблема здравоохранения решается комплексно. В таком случае это происходит наименее болезненно.

— За последние годы ФАПы очень сильно изменились. Даже там, где старые здания, – проведен ремонт, появились новые кабинеты, современное оборудование…
— Сегодня в ФАПе можно получить все виды неотложной медицинской помощи. Физиотерапевтические услуги, манипуляции, которые нужно пройти по назначению врача, снять кардиограмму, вылечить зубы, измерить уровень глюкозы в крови и так далее. ФАП – своего рода хорошо оснащенный доврачебный кабинет в поликлинике.

Сельское здравоохранение, медицинская помощь, ФАП, фельдшеры, электронные рецепты, медицинские карты, поликлиники, врач— Людмила Аверкиевна, чего не хватает фельдшерам в глубинке?
— Информатизации, и мы идем по этому пути. Пилотный проект пока отрабатываем в 34-й поликлинике Минска. Как это будет выглядеть? Помощники врача будут иметь свой рабочий чемодан, в котором, помимо лекарств и инструментов, будет планшет. В нем – электронная база, медкарты пациентов. Надеюсь, скоро такие информационные технологии станут доступными и в фельдшерско-акушерских пунктах. Тем более что сегодня множество диагностических приборов автоматизированы. Они не всегда требуют участия врача, определенные обследования могут быть выполнены средним медработником, а затем переданы специалисту.

— Но когда электронные рецепты и медицинские карты станут доступными сельским медикам и пациентам?
— Думаю, совсем скоро. Сегодня поставлена задача автоматизировать первичную медицинскую помощь. Информационные технологии особенно нужны тем фельдшерам, которые работают в отдалении. Сейчас, например, отрабатывается интересный проект – контролируемое лечение туберкулеза. Это коснется пациентов, которые каждый день принимают препараты от этого тяжелого заболевания. Пока же им надо ежедневно ездить к медработнику и получать их. Сегодня через смартфон и специальную программу мы можем вести наблюдение за тем, как пациент принимает лекарства. Каждый год мы будем добавлять по 150 человек, которые будут участвовать в этой программе.
Почти ежедневно появляются новые технологии. Пример Островецкого района. Там в ЦРБ мы предложили пациентам консультацию врача по интернету. У нас даже некоторые поликлиники выделяют для такого виртуального приема отдельное время.

Источник: http://belniva.sb.by/
26 Февраля 2016

Возврат к списку



ЗАКАЗАТЬ ТАЛОН
×
С Вами свяжется оператор Службы 131 для уточнения деталей
Ваше имя*
Ваш E-mail*
Сообщение*
CAPTCHA
Введите слово на картинке*